Охрана труда в ДОУ

Профсоюз

Противодействие коррупции

Защита персональных данных

Взаимодействие с образовательным учреждением

Консультационный центр

Сайты наших воспитателей

Календарь событий

no events

На сегодня нет событий

Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей дошкольного возраста

 

При развитии слухового восприятия на втором-третьем году жизни ребенка в первую очередь учат слышать звуки, доступные его слуху. С этой целью малыш учится реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники (пылесос, миксер, дрель и т. д.), удар упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, удары мяча о землю, пол, стену, скрип качелей, лай собаки и т. д. Задача взрослого — постоянно показывать малышу, что звучит. Включен пылесос — ребенок реагирует на звук, но не понимает, что это. Взрослый подводит его к пылесосу, включает и выключает его. Если что-то упало, нужно показать это ребенку, сказав бах. На улице громко залаяла собака — показать ее, «полаять». Постепенно ребенок начнет прислушиваться к тем звукам, которые его окружают, радуясь знакомым и проявляя любопытство к новым. Также малыша учат воспринимать звучание игрушек: барабана, дудки, гармошки, свистка, пианино, металлофона, погремушки, шарманки. Обучение начинают с восприятия доступного всем детям звука барабана. причем вначале малыш видит, как взрослый играет на барабане, а затем только слышит (барабан звучит за его спиной). Аналогично проводится работа и с другими игрушками. Так постепенно расширяется набор речевого материала, который взрослый предлагает малышу для различения на слух.

Дети очень любят игры-загадки. Поиграть можно, например, в такую… нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

Сделайте с ребенком «волшебную» палочку, постучите ею  по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

Одновременно с дифференциацией звучащих игрушек ребенка учат различать и воспроизводить длительность, темп, слитность и громкость звучаний. Для этого организуются различные игры: машина (поезд, пароход) едет далеко (долго) и близко (кратко) ; ребенок везет машину и произносит у_ или у; мишка (лягушка или др.) идет медленно и бежит; ребенок демонстрирует действие игрушкой и произносит: па_па_па_ или па-па-па-па; зайка (мишка, кукла) прыгает высоко; демонстрацию действия ребенок сопровождает громким произнесением звукосочетаний ПА-ПА-ПА; прыгает низко — тихое произнесение: па-па-па. Необходимо следить за тем, чтобы громкий звук не вызывал отрицательных реакций.

С более старшими детьми можно играть в ритмические игры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например, такой – 2 удара-пауза-3 удара.
Ребенок его повторяет. Варианты игры:

  • ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
  • ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
  • ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

К сожалению, хотя погремушки и другие звучащие игрушки используются родителями до сих пор, но такие игрушки зачастую имеют неестественную окраску звука, а значит, могут отрицательно повлиять на развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста. Дети не умеют слушать окружающие нас звуки, а соответственно у них не развивается навык слышать, то есть мало развито слуховое восприятие. Именно поэтому многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать словесную инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону в развитии ребенка, научим его слушать звуки окружающего мира, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей школьной жизни. Если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового внимания и восприятия, то это будет способствовать развитию слухового восприятия, что влияет как на развитие музыкальных способностей, так и на развитие предпосылок успешной социальной адаптации.

Музыкальный руководитель  Бородинова Наталья Николаевна

Мы в соцсетях

Ежедневное меню

Год семьи 2024

Краевой конкурс оборонно-массовой и военно-патриотической работы памяти маршала Г.К.Жукова

Логопункт

Благотворительная помощь

Десятилетие детства в России

Полезные ссылки

МБДОУ ДСОВ №6  г.Ейск  МО Ейский район